Банки звонят родственникам: правомерно ли?
Заполняя анкету на получение кредита, заемщик указывает номера телефонов двух контактных лиц: как правило, это ближайшие родственники или хорошие знакомые, которые способны подтвердить, что человек, берущий заем, платежеспособен.
В случае просрочки банк начинает «обрывать линию» не только самому заемщику (который к тому времени уже «вне зоны доступа»), но и контактным лицам.
Это может возыметь эффект: если в роли контактных лиц выступают пожилые родители, новость о том, что сын – должник, едва ли положительно скажется на их здоровье.
Однако законен ли на самом деле подобный телефонный терроризм? Прочитайте и узнайте, как быть должнику, если банки звонят его родственникам.
Имеют ли банки право звонить родственникам?
В кредитном договоре есть пункт о том, что банк имеет право передавать информацию о должнике третьим лицам.
Наличие именно этого пункта позволяет банку делиться телефонными номерами контактных лиц с коллекторами. Прозванивать родственников законом не запрещено.
Целью подобного звонка может быть только просьба передать родственнику, чтобы он связался с кредитором.
Несколько иной является ситуация, когда родственник выступает поручителем. Тогда банк требует деньги вполне правомерно, ведь поручитель при оформлении принимает на себя ответственность за то, что заемщик будет выплачивать кредит добросовестно. В данном случае пытаться уйти от звонков банка бессмысленно – рано или поздно окажешься на скамье подсудимых.
Интересна и такая ситуация, как переход долга по наследству после смерти заемщика. Звонки банка при этом обстоятельстве запрещены: полгода после гибели банк вообще не имеет права вступать в диалог с наследником, а в дальнейшем переговоры происходят только через суд.
Когда начинают
Первые несколько месяцев банки беспокоят звонками только самого должника. Примерно с 4-го месяца начинается стадия жесткого сбора, потому как договор передается в отдел взыскания.
Применяются новые методы воздействия на должника, в частности, личная встреча и обзвон контактных лиц.
Период, в течение которого родственникам придется терпеть назойливый автоинформатор, составляет около 3 месяцев.
По истечении 6 месяцев безуспешных попыток воздействовать на заемщика банк начинает готовиться к судебным прениям.
Как реагировать на звонки?
Если банк звонит по поводу чужого кредита в первый раз, то следует:
- Сказать, что вы не имеете понятия, где сейчас находится родственник-заемщик и как можно с ним связаться, либо дать его контактный номер.
- Вежливо попросить больше не звонить по поводу этого заемщика, потому как иной информации вы дать все равно не сможете.
Увы, но банки редко реагируют на просьбы больше не беспокоить и могут продолжать нарушать личное пространство гражданина. Работники колл-центра действуют «вслепую» – они даже не набирают номер. Через специальную программу на сотрудника назначается звонок, после чего сотрудник ведет беседу по заранее заготовленным скриптам. Убрать номер из базы данных не в его компетенции.
Если звонки продолжаются, рекомендуется:
- Совершить исходящий вызов по номеру горячей линии банка и пожаловаться на навязчивые звонки. Можно пригрозить жалобой в Роспотребнадзор.
- Посетить офис банка и написать заявление-требование о том, чтобы номер исключили из базы данных – именно так и рекомендуют делать специалисты колл-центра при первом звонке. Следует обязательно оставить при себе копию заявления с датой принятия. Скандалить не нужно: этим вы ничего не добьетесь, только испортите настроение себе и окружающим.
Есть два метода защиты от звонков коллекторов:
- «Черный список». Даже если телефон не имеет такой функции, можно подключить подобную услугу через оператора, хотя за нее, скорее всего, придется платить дополнительно.
- Приложение «Анти-коллектор» знает номера многих коллекторских агентств и автоматически блокирует входящие с них (или переадресовывает звонки на других коллекторов). Кроме того, подобные приложения для iOS и Android предоставляют готовые шаблоны для жалоб и учат правилам общения с коллекторами. Скачать приложение «Анти-коллектор» на Android можно по ссылке из Play Маркета.
Вообще законом подобные звонки не запрещены, а вот угрожать или портить имущество родственников, только из за того что человек задолжал банку, однозначно запрещено, хотя нашим коллекторам вообще всё равно кажется с кого деньги трясти, хоть с родственников, хоть с кого, главное чтобы вернули, поэтому если вашим родственникам так досаждают, то либо занесите в чёрный список, либо позвоните в банк и расскажите им про всё это, думаю они помогут разобраться вам.
У меня звонили всем еще спустя 2 месяца после погашения кредита, видимо сбой в системе.. Им говорили, что я уже погасила, а сотрудник банка утверждал, вы передайте чтобы оплатили последний платеж.. Может где-то деньги застряли, потом дошли, так как перестали звонить)
Пытались звонить, сказал сейчас запишу наш разговор, и подам заявление, по факту вымогательства, и копии и записи разошлю по всем вышестояшим контролирующим банк органам, фининспекцию, центробанк, и так бы и сделал
Но как ни странно прекратили!
После погашения кредита банк позвонил через 4 месяца.Говорят что я ещё должна.Оставался по непонятным причинам 2 рубля плюс накрутили процент и в итоге почти 300 рублей.Я отказалась платить и банк начал присылать письма с угрозами,что я мошенница и буду отвечать.Продолжалось так около 2-х лет и прекратилась когда я стала игнорировать их звонки и письма.