Как правильно общаться с коллекторами?
Финансовые учреждения могут делегировать полномочия по взысканию задолженности по кредиту коллекторскому агентству.
Коллекторы – это специалисты по досудебному взысканию долгов как с юридических лиц, так и с простых граждан. Причина, по которой банки обращаются к коллекторам – это рейтинг; для банков он так важен, что они готовы отказаться от части прибыли.
Со звонками могут сталкиваться не только заядлые должники, но и люди, которые вообще никогда не брали кредит. Им коллекторы звонят по ошибке – скажем, если заемщик, заполняя анкету, написал номер телефона контактного лица неразборчиво. Прочитав эту статью до конца, вы узнаете, как следует общаться с коллекторами недобросовестным заемщикам и посторонним лицам.
Как работают?
Взыскание просроченной задолженности происходит в 4 этапа – на каждом используются разные методы воздействия:Несмотря на то, что коллекторы снискали дурную славу, большинство агентств работает по закону.
- Ранний сбор (или мягкий сбор). Коллекторы звонят в дневное время, посылают сообщения СМС, а также заказные письма. Длительность этого этапа – 2 месяца (не более). Этот этап может быть начат и самой кредитной организацией.
- Поздний сбор. Звонки и сообщения становятся все более частыми, а тон разговора – строгим. Коллекторы больше не просят вернуть деньги – они требуют этого. Так для заемщика создаются дискомфортные условия. Этот этап длится около месяца.
- Жесткий сбор. Они ищут встречи «с глазу на глаз» – они приходят к недобросовестному заемщику на работу или прямо домой.
- Законный сбор. Дело должника готовится к передаче в суд – это происходит спустя 3-4 месяца после образования задолженности.
- Исполнительное производство. Государственные службы могут работать слишком медленно, поэтому коллекторы оказывают им всяческое содействие. С юридической точки зрения это весьма спорный момент, потому как они лишены права собирать сведения о заемщиках.
Кроме того, они не имеют права:
- Звонить ночью, то есть в период с 22:00 до 6:00.
- Общаться грубо, переходить на личность, оскорблять заемщика. Наиболее авторитетные агентства долго обучают сотрудников общению с должниками, прежде чем допустить их к работе.
- Отвечать отказом на просьбу назвать фамилию и имя, компанию-работодателя.
- Брать у должника «наличку» – деньги должны быть перечислены на счет банка или самого агентства.
Как проверить правомочность действий?
Уточнить, по какой причине его беспокоят.Прежде всего заемщику важно проверить, действительно ли то, кто звонит – это коллектор, а не простой проходимец, задумавший шантаж. Для проверки нужно:
- Записать название агентства и поискать информацию о нем в интернете. Если интернет «ничего не знает» о такой конторе, стоит усомниться, что коллектор – настоящий.
- Попросить дать полные данные по «злосчастному» кредиту – номер договора, номер счета, наименование банка-кредитора.
- Запросить копию договора о переуступке права требования долга.
Если хоть в одном отказано, заемщик может вешать трубку.
Как разговаривать, если звонят по чужому кредиту?
При звонке по чужому кредиту нужно разговаривать спокойно, без эмоций.
Следует представиться и уточнить, что коллекторы ошиблись, и Вы ничего не знаете о том гражданине, который действительно является заемщиком. Однако обычно этим дело не заканчивается – они на слово верить не склонны.
Чтобы доказать, что коллекторы действительно обращаются не по адресу, возьмите в банке справку об отсутствии задолженностей и отправьте ее копию в коллекторское агентство по электронной почте.
Если и это не останавливает коллекторов, нужно написать на них заявление в прокуратуру.
Для обладателей смартфонов есть и другой способ – можно скачать мобильное приложение для Android или iOS, которое «знает» номера большинства коллекторских агентств и блокирует входящие с них (на iOS приложение называется «Анти-коллектор»).
Как разговаривать, если звонят по вашему кредиту?
Все разговоры стоит записывать на диктофон – притом нужно предупредить об этом звонящего еще в самом начале беседы.
Эта мера сделает коллектора более вежливым – он будет понимать, что не сможет выйти за рамки закона, то есть начать шантажировать или угрожать.
Есть несколько рекомендаций, которых нужно придерживаться при общении:
- Не верьте всему, что коллекторы говорят. Они могут утверждать, что заемщика готова посетить выездная бригада или что дело будет передано в суд буквально на днях. Однако чаще всего никакой бригады нет, а судебный иск для коллекторов невыгоден – из определения следует, что это – агентства именно досудебного взыскания.
- Попытайтесь упорядочить общение. В конце беседы договоритесь о дате и времени следующего звонка – возможно, тогда коллекторы будут менее назойливыми.
- Будьте спокойны. Если коллектору удается вывести собеседника на эмоции, ему проще нащупать слабое место. По части эмоциональных бесед коллекторы находятся в другой весовой категории.
- Дайте знать, что вы хорошо «подкованы» в законах. Это также избавит вас от необходимости выслушивать грубости.
- Предложите компромисс. Нужно сказать, что вы не отказываетесь погашать долг, и предложить удобный для вас вариант, например, рассрочку. Если такой разговор будет записан вами, он сможет послужить весьма значимым аргументом в вашу пользу, если дело дойдет до суда.
Что делать, если угрожают?
Угрозы и вымогательства в Российской Федерации находятся вне закона независимо от причины – об этом говорят статьи 119 и 163 УК. Если у вас есть чем доказать телефонную угрозу (записью с диктофона), отправляйтесь в полицию.
Коллекторы часто «сгущают краски» – например, они могут угрожать реальным или условным сроком, если дело окажется в суде.
Худшее, что ждет заемщика на самом деле – это выплата задолженности и компенсация судебных издержек истца; при этом суд удовлетворяет все требования коллекторов крайне редко. Именно поэтому судебное разбирательство для коллекторов – невыгодная процедура.
Приходится часто слышать, что коллекторы оскорбляют должника или шантажируют… Видимо, манера у них такая, проблемы решать. Если звонят по телефону, я бы просто все записала на диктофон и бросила трубку. Если пришли домой – точно так же, все разговоры фиксируйте, на ту же камеру. А потом в суде все эти записи можно предоставить.