Составление претензии в банк
Банки давно стали неотъемлемой частью жизни каждого гражданина. В них выдают зарплату, переводят деньги, хранят вклады, оформляют кредиты. В связи с тем, что банки работают с деньгами граждан, клиенты ожидают соответствующего качества обслуживания, профессионализма сотрудников и, конечно же, соблюдения своих прав и как клиента, и как гражданина. И именно поэтому столкнуться с проблемами при работе с банком особенно неприятно.
Существует множество способов урегулировать конфликт с банком, как досудебных, так и в высших инстанциях. В этой статье мы рассмотрим самый простой из них – подача претензии в банк и урегулирование конфликта без обращения в государственные службы.
- Причины составления претензии в банк
- Какие существуют формы претензии в банк?
- Устная претензия в банк
- Обращение в претензионный отдел онлайн или по телефону
- Письменная претензия банку
- Как подается заявление?
- Куда еще можно пожаловаться на банк?
- Центральный Банк РФ
- Роспотребнадзор
- Федеральная Антимонопольная Служба
- Прокуратура
- Суд
Причины составления претензии в банк
Для того, чтобы написать претензию, у вас должен быть какой – либо повод. Претензию банку выделяет то, что причины для её написания могут быть самыми разными и касаться абсолютно любого аспекта банковской деятельности. Наиболее частыми причинами становятся:
- Плохое качество сервиса;
- Конфликты с персоналом;
- Проблемы при работе с деньгами;
- Несоблюдение условий договора;
- Навязывание услуг;
- Предоставление неверной информации при работе с деньгами;
- Утеря документов клиента;
- Изменение условий подписанного договора без согласия клиента;
- Передача персональных данных или утеря.
Какие существуют формы претензии в банк?
Под определением “Претензия в банк” кроется несколько видов жалобы. Закон “О защите прав потребителей” дает клиентам полное право жаловаться на банк любым из доступных способов. А для урегулирования конфликта на ранних стадиях таких способов имеется всего три.
- Устное обращение к руководству отделения банка;
- Письменная претензия в банк;
- Обращение в претензионный отдел онлайн или по телефону.
Рассмотрим каждый из видов претензии банку более подробно.
Устная претензия в банк
Данный вид жалобы – пожалуй самый простой. Заключается он в том, что вы просто требуете вызвать к вам руководителя отдела или администратора (Закон “О защите прав потребителей” позволяет вам это сделать) и высказать ему вашу жалобу устно. Все просто – никаких документов, обращений и прочего писать не нужно – вы просто указываете на то, что вызвало ваше недовольство, напрямую. Этот способ подачи претензии в банк имеет как множество плюсов, так и минусов.
Плюсы:
- Самый простой способ передачи претензии банку. Самое сложное – дождаться администратора и спокойно ему объяснить суть жалобы;
- Не надо составлять претензию письменно и предоставлять какие – то бумаги;
- Порой конфликт можно урегулировать буквально за минуту.
Минусы:
- У вас не будет письменного доказательства подачи претензии в банк. В случае разбирательства вам помогут только свидетели;
- Ваше обращение может быть проигнорировано;
- Подавать такую жалобу можно только по несерьезным поводам: плохое обслуживание, хамство сотрудников, плохое состояние зала, отсутствие форм и образчиков и прочее.
Обращение в претензионный отдел онлайн или по телефону
Сейчас сложно даже представить себе банк, в котором нет специального отдела, занимающегося жалобами клиентов. Такие отделы называются претензионными и имеют одну уникальную особенность. Дело в том, что претензионный отдел работает немного отдельно от официальной иерархии банка, поэтому с его помощью можно наказать как рядового сотрудника, так и руководителя отделения.
Выделить общие правила составления претензии в банк для отправки в претензионный отдел достаточно сложно. Связано это с тем, что каждый банк имеет свои формы жалобы для внутренних разбирательств. Обычно образец претензии в банк находится на самом портале банка в разделе жалоб. Так же весьма популярно заполнение уже готовой формы прямо на сайте. Поэтому претензия в банк в режиме онлайн обычно составляется без каких – либо трудностей.
Претензия в банк так же может быть подана и по телефону горячей линии. Телефон вы, опять же, можете узнать либо на сайте, либо в самом отделении банка. Такая жалоба очень напоминает письменное обращение, однако для её подачи потребуется предоставить некоторые дополнительные данные, которые зависят от самой вашей жалобы.
Плюсы обращения в претензионный отдел:
- Подать такую жалобу достаточно просто – вам не потребуется никаких навыков. Все, что нужно – иметь под рукой телефон или компьютер с выходом в интернет;
- Претензионные отделы некоторых банков удивительно эффективны. Вы можете рассчитывать не только на то, что ваша претензия будет удовлетворена, но и на то, что с вами свяжутся и отчитаются о ходе её выполнения;
- Не нужно выходить из дома для того, чтобы пожаловаться – все действия можно выполнить без личного визита в отделение банка.
Минусы:
- Вы можете не получить ответ на ваш запрос. При этом его могут как просто проигнорировать, так и просто забыть вам сообщить о результатах разбирательства по вашей жалобе в банк;
- Обращаться с серьезными жалобами в претензионный отдел не рекомендуется, так как его эффективность в вопросах финансов и прав потребителей как граждан весьма сомнительна;
- Далеко не во всех банках есть такой отдел. К тому же, если он есть, это еще не значит, что он вообще работает.
Письменная претензия банку
Самый действенный способ обращения – письменная претензия банку. Ведь она имеет вид официального документа, основная цель которого заключается не только в том, чтобы сообщить о своем недовольстве, но и доказать, что имел место факт подачи жалобы. Это может быть значительно более важно, чем кажется на первый взгляд – имея на руках доказательство того, что ваше обращение уже игнорировалось, вам будет легче добиться справедливости в суде.
Самая большая сложность – правильно написать претензию в банк. Ведь во время написания претензии в банк вам потребуется не только грамотно описать суть вашего обращения, но и обосновать свою позицию. При этом будет иметь огромное значение предмет жалобы – претензия по договору и по плохому сервису пишутся абсолютно по разному.
Образец стандартной претензии всегда содержит три части: заглавную, информационную, и заключительную. Рассмотрим их содержание.
Заглавная часть:
- Наименование центрального отделения банка;
- Адрес центрального отделения банка;
- ФИО руководителя отделения;
- ФИО заявителя;
- Адрес заявителя;
- Контакты для связи.
Информационная часть:
- Обстоятельства, которые привели к конфликту и подаче жалобы в банк;
- Информация по договору с банком (если конфликт произошел из – за его нарушения);
- ФИО и должность сотрудника, с которым у вас возникли разногласия (если конфликт произошел по вине сотрудника банка);
- Сама жалоба в короткой, но понятной форме;
- Обоснование вашей жалобы;
- Перечень требований к руководству банка.
Заключительная часть:
- Перечень документов, выступающих в качестве доказательств или имеющих отношение к делу;
- Подпись заявителя;
- Дата написания и подачи претензии банку.
Как подается заявление?
Передать в банк готовое заявление очень просто. Достаточно лично явиться либо в ближайшее отделение вашего банка и передать претензию вместе с пакетом документов ответственному сотруднику, либо обратиться в центральный офис и найти там специалиста по связям с клиентами. Если у вас нет возможности обратиться в банк лично, то передайте документы либо с доверенным лицом, либо по почте. При этом обычное письмо не подойдет – потребуется именно заказное письмо с ценными бумагами. При обращении в банк не забудьте взять с собой паспорт.
Куда еще можно пожаловаться на банк?
Центральный Банк РФ
Главный государственный орган, осуществляющий надзор за банками – ЦБ РФ. В него можно подавать абсолютно любые жалобы на банк, и он обязан будет подробно рассмотреть их. От Роспотребнадзора его выгодно отличает то, что жалоба может касаться и финансовых вопросов.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор – главный государственный орган, контролирующий деятельность юридических лиц, оказывающих услуги населению. И банки как раз являются такими юридическими лицами. Так что жалоба в Роспотребнадзор будет весьма полезной. Единственный минус – лучше не подавать жалобу, связанную с финансами – скорее всего её перенаправят в ФАС или ЦБ РФ.
Федеральная Антимонопольная Служба
Именно в ФАС стоит подавать претензии к банку, связанные с финансами. Если банк целенаправленно не соблюдает договор, мошенничает и выполняет иные незаконные действия, то такие проступки должна пресекать Федеральная антимонопольная служба.
Прокуратура
Жалоба в прокуратуру на банк подается очень редко. Связано это с тем, что прокуратура занимается нарушением гражданских прав, и к правам потребителя не имеет никакого отношения. Писать претензию на банк в прокуратуру стоит только тогда, когда вы столкнулись с нарушением ваших личных прав. Например, если охранник банка применил против вас силу или сотрудник банка передал ваши персональные данные третьим лицам.
Суд
Иск в суд – самая действенная мера. Ведь именно во время судебного разбирательства проще всего добиться справедливости. Подаются иски по любым более – менее серьезным поводам, а требования к суду могут быть самыми разными – от банального принуждения к исполнению условий договора до взыскания солидных компенсация. Однако чаще всего подача иска в суд – последняя мера, которая позволяет доказать вашу правоту в том случае, если другие государственные службы не смогли вам помочь.
Здравствуйте. Банк без моего ведома изменил условия договора, повысив процентную ставку. Сам он ссылается на то, что специальное предложение, по которому оформлялся мой кредит, больше не действует и мне выписан стандартный тариф. Что мне делать и куда жаловаться?
Добрый день, Аркадий Степанович. Согласно действующему законодательству односторонние изменения договора со стороны банка возможны только в весьма узком спектре случаев (например, при скачках курса валют). Ваш случай в этот перечень не попадает, и по действующим нормам подписанный кредитный договор должен оставаться неизменным даже если банковское предложение, на основе которого он заключался, потеряло силу. Мы рекомендуем вам подать жалобу в Центробанк РФ (Если вы хотите попробовать решить проблему без большого вложения времени и сил), в ФАС (если вы заметили за банком мошеннические действия) или в суд (если вы хотите договор аннулировать), Обязательно проконсультируйтесь у нашего онлайн юриста перед подачей претензии – он поможет составить наиболее точный и оптимальный текст.
Здравствуйте. Я погасила кредит, выплатив сумму по исполнительному листу. Сотрудники банка говорят про оплату процентов сверх суммы, прописанной в исполнительном листе. Правомерны ли действия со стороны банка?